Кто они, первые женщины-астрологи?

Вот, например, все очень хорошо знают, кто такая Валентина Терешкова. Ну или хотя бы Софья Ковалевская. Или Мата Хари, в конце концов. Хотя все они — женщины довольно редких профессий, согласитесь (на всякий случай уточню, а то вдруг меня читают мужчины, бгг, это космонавт, математик и стриптизерша соответственно). При этом о первых женщинах-астрологах, (а они, представьте себе, были!) информации крайне мало, можно сказать, практически нет… И это есть довольно странно, потому что на данный момент, судя по всему, профессия эта очень популярна и из чисто мужской превратилась преимущественно в женскую. Такой себе гендерный переворот на 180 градусов. Я уже молчу о доминировании количества над качеством — но это, хочется верить, некий общечеловеческий тренд, не связанный с особенностями развития именно астрологического знания. Про деградацию астрологического мышления ворчать вообще не буду, потому что кто бы говорил и нам ли быть в печали. Не мне судить об этом, в общем, тут вердикт вынесет только история…

Собственно, первые женщины-астрологи появились уже в эпоху античности — в т.н. «осевое время», время расцвета не только астрологии, но и вообще науки и культуры как таковой. Информации о них сохранилось крайне мало, но, слава бурному развитию письменности, кое-что у нас все же есть. И то очевидное, что не подлежит никакому сомнению в биографии этих женщин, это то, что они были, в первую очередь, дамами очень образованными и мощными в интеллектуальном плане. Женщинами — учеными. Женщинами — мудрецами. Философами, словом. Ну и уже только во вторую очередь они априори были очень красивыми — что, если не имманентный свет чистого разума, в эпоху царства Логоса максимально украшает женщину?


Наверное, всем хорошо известно, что как раз в эпоху античности была сформирована знаменитая образовательная система, в которую входили семь свободных искусств (под искусствами тогда понимали некую совокупность знаний, научную дисциплину, а не всяческие художества. Возможно, именно поэтому астрология — это искусство, как думаете, а?). Эти дисциплины не требовали физического труда и тем самым отличали раба от свободного гражданина. И по-настоящему образованным человеком мог считаться только тот, кто освоил эти науки. В перечень семи свободных входили искусство слова (грамматика и риторика), искусство мышления (логика, или диалектика) и искусство числа (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). То есть без этих знаний ученому человеку в то время ну совсем никак. Сильно некомильфо. Об этом вам любая античная собака на каждом углу скажет!
Выглядел этот свод знаний примерно вот так:

the2bseven2bliberal2barts2c2bprint2bmade2bby2bdietrich2bmeyer2b1572-1658.jpg

На некоторых сохранившихся изображениях вместо «астрономии» используется «астрология», но в этом нет ничего удивительного, потому что тогда еще астрология и астрономия были неделимым целым:

В этом ключе касательно античной астрологии хотелось бы обратить внимание на следующее:

* Астрология в античности принадлежала к т.н. «искусству числа» — именно поэтому традиционными сигнификаторами астрологов выступают Меркурий и Сатурн, а совсем не то, что сейчас на каждом заборе пишут.

* Астрология была неотделима от астрономии, точка. (Говорим астрономия, подразумеваем астрология. И наоборот. Зачем знать положение небесных тел, если не понимать, что эти положения означают для жизни полиса? Как понять, что означает взаимодействие небесных тел, если своими глазами не видеть или хотя бы доподлинно не знать с помощью расчетов, как они расположены на небе? Ну и так далее.)

И вот, казалось бы, откуда бы в этой всей науке взяться женщине, призвание которой в обществе если повезет умных детей рожать?

Сие неведомо. Но зато у нас есть ее имя! Аглаоника, она же Аганис Фессалийская.
Первая женщина-астроном Древней Греции (ориентировочно 2 век до нашей эры). Дочь некоего Гегетора Фессалийского, о которой упоминает Плутарх в своем «Наставлении супругам»:
«… учась геометрии, жена постыдится плясать и не даст обмануть себя заклинаньям чародеев, коль зачарована творениями Платона и Ксенофонта. А если кто и пообещает похитить с неба луну, она лишь посмеется невежеству и глупости женщин, которые этому верят, ибо, не чуждая астрономии, слыхала про Аглаонику, дочь фессалийца Гегетора, которая была сведуща в лунных затмениях и, заранее расчисляя время, когда это светило скроется в тени, обманывала женщин, уверяя их, будто луну с неба свела она»

Из-за того, что Аглаоника любила похвастаться могла предсказывать время затмений, она считалась колдуньей. Как и некоторые другие женщины-астрологи, вошедшие в историю как «Фессалийские ведьмы» (3-1 вв.до н.э). Сложно сказать, насколько смешана была астрология с магией у этих фессалианок, но слава их прошла сквозь века благодаря неоднократным восхвалениям силы их искусства в работах Апулея, Овидия и пр. поэтов. Страшные то были женщины, говорят! Чуть что не так — или луну заберут с неба, или звезды окрасят кровью, ну или в паука превратят в недобрый час…

Гораздо более серьезной научной репутацией и огромным уважением в академических кругах того времени пользовалась Гипатия Александрийская (4-5вв.), о которой, к счастью, сохранилось гораздо больше сведений, чем об Аглаонике. Благодаря многочисленным письменным упоминаниям и свидетельствам современников, Гипатия ситается первой женщиной-ученым в истории западной цивилизации. Высокий уровень цитируемости, огромное количество перепостов — эти показатели уже в античности были залогом огромного успеха)))

Вместе со своим отцом, великим философом, механиком, математиком и астрономом, знаменитым комментатором Птолемея Теоном Александрийским, Гипатия проживала, как это ни странно, в Александрии. А это была очень плодотворная в интеллектуальном плане провинция — здесь в разное время работали Евклид, Архимед, Клавдий Птолемей и многие-многие другие античные ученые. Именно здесь было расположено одно из семи архитектурных чудес света — Александрийский Маяк, служивший путеводной звездой для многих моряков. Именно Александрия в те времена была центром по производству папируса — а, значит, и центром развития письменности. Именно здесь, благодаря удачному географическому расположению, ночное звездное небо максимально способствовало наблюдениям. Ну и, конечно, именно здесь располагались великий Мусейон и знаменитая Александрийская библиотека, хранившая по разным данным от 50 000 до 700 000 папирусных свитков. И последним хранителем этой библиотеки был как раз Теон, по совместительству отец Гипатии.

Довольно трудно представить, каково это — расти под сенью Александрийской библиотеки, разгуливать по ее марморным залам сутки напролет в красивом белом платье, рассматривать свитки, подслушивать разговоры взрослых и очень бородатых ученых мужей… Наверное, это примерно как быть подкидышем, взрощенным добрыми тетеньками в библиотеке МГУ, только в сто раз круче. У Гипатии был старший брат, но она превосходила его своими талантами и навыками во всех науках и даже в механике (уже в детстве она мастерила различные инструменты по чертежам отца, что для обычной девочки в те времена было просто немыслимо). Теон, видимо, был человеком довольно прогрессивных педагогических взглядов, он дал своей дочери блестящее образование и воспитал в самых лучших традициях античной культуры. Конечно, он для приличия все-таки выдал ее замуж за одного из своих учеников, но ходили слухи, что она сбежала прямо с брачного ложе в родную библиотеку.
После очередного разграбления библиотеки христианами в 391г. Теон, видимо, впал в некоторую депрессию и стал понемногу отдаляться от научных дел, все больше привлекая к ним Гипатию. Их совместными трудами были, скорее всего, «Комментарии» к работам Птолемея, Евклида, Диофанта, а также знаменитый «Астрономический канон». К сожалению, почти ничего из этих работ не сохранилось. Также Гипатии приписывают изобретение (или существенное усовершенствование) астролябии, планисферы и приборов для определения плотности жидкости и дисцилляции воды. Она была влюблена в зведное небо, конечно же, изучала его и занималась составлением астрономических таблиц (говорят, в доме Теона была специально оборудованная для этого мини-обсерватория).
Кроме того, Гипатия прекрасно разбиралась в учениях Платона и Аристотеля, благодаря чему была приглашена возглавить кафедру философии в Александрийской школе. По свидетельствам очевидцев, она была выдающимся оратором и к ней стремились жаждущие знаний со всего света. Эта великая женщина была гордостью Александрии — ее образованность и эрудиция вызывала огромное уважение, ее считали образцом интеллектуального аскетизма, а слава о ней распространилась далеко за пределами Римской Империи.

Но тут суровая реальность врывается в эту прекрасную биографию. Не забываем, что это уже были времена заката античной культуры — все большую власть над умами (и реальную политическую власть тоже) захватывали сторонники различных раннехристианских учений. В 415 году Гипатию убили — она ведь выступала за примат разума над верой. За это, возможно, ну или за ее вмешательство в политические дела города, толпа христрианских религиозных фанатиков буквально растерзала ее тело. Предварительно раздев догола, конечно же. Ну потому что так надежнее. Их-то всего лишь целая толпа мужчин, а она-то аж одна очень умная женщина. Со смертью которой, возможно, погибала целая эпоха…
Подробности жизни и смерти Гипатии смотрите в нашумевшем блок-бастере «Агора» (2009).

А я напомню, на всякий случай, что христиане — это те, которые «не убий», «не суди» и заодно «подставь вторую щеку». И именно эти люди, проповедники великих нравственных ценностей, своим последующим политическим доминированием ознаменовали в истории темные-претемные времена. Тысячелетие мрака. Не только для астрологии, для сферы разума вообще. Как будто Солнце опустилось на самое-самое дно карты. IC.

Хотя стоит, наверное, отметить, что еще с тех самых пор в обществе сохранились люди, которые все еще «верят» в астрологию. Или, например, в какую-нибудь синергетику. Просто потому, что у них нет необходимости «знать». Но это нам, в принципе, только на руку, правда?)))

источник

.

.

.

.1