Жизнь строго режима или почему ребёнок залипает в гаджетах.


«Они щас все там сидят,» — принято говорить про современных детей и подростков, сутками втыкающих в экраны всех форматов.

Хорошо это или плохо? Что с этим делать?

Я, как астролог, нечасто работаю с детьми. В основном ко мне обращаются уже взрослые мальчики и девочки 40+, в том числе подающие на развод и залезающие в кредиты, лишь бы маме было приятно. Поэтому говорить о детстве я буду из позиции людей, которые выросли телом, но застряли в детских проблемах головой.

Жизнь в телефоне — это нечто большее, чем рассеянное внимание. За залипанием в вотсапе прячутся куда более серьёзные явления, чем плохая память и клиповое мышление.

Исследуем генезис гаджет-зависимости в его детских корнях.

Залипание бывает:

1) здоровое — ребёнок по своей природе мультизадачен (рыбий или близнецовый мерк, например) и у него сильный уран и/или нептун, дающий естественную потребность уплывать в страну фиолетовых грибов (при совке такие люди зачитывались бы по ночам фантастикой, а в школьное время — спали, мечтали, лазали по крышам, лесам и паркам).

! Важное отличие — у ребёнка нет коммуникативных проблем (хочу знакомлюсь и дружу, не хочу — сижу в мультиках, надоело залипать — нашёл другое привлекательное занятие). Это не зависимость, а способность занять себя интересным делом в виртуальной среде.

!! В здоровом варианте гаджет служит каналом сублимации табуированных в социуме энергий, например, той же агрессии, которая без уплывания в виртуальный мир зрела бы в психологическую проблему, а то и в болезнь (см. статистику изнасилований в сравнении по странам, где разрешена и запрещена порнография).

!!! При здоровом залипании гаджеты несут куда больше пользы, чем проблем. Перед тем, как отобрать у ребёнка айфон и компьютер, трижды подумайте: возможно, вы отрезаете крылья будущему Илону Маску. Несколько 30+летних миллионеров, с кем я имею удовольствие взаимодействовать сегодня, были чемпионами киберспорта в конце 90-х и начале 2000-х. Годы виртуальных баталий позволили развить им ловкость, фантазию, абстрактное мышление и воображение. Сам автор этих строк до сих пор сохранил самое трепетное отношение к играм.

2) больное — ребёнок страдает проблемами в общении, ему ничего неинтересно и он залипает в гаджете, потому что его туда тянет неведомая сила, она сильнее его, поглощает его, он не контролирует её.

! При больном залипании в гаджете ребёнок ничего не извлекает из параллельных реальностей: он не строит, не создаёт, не придумывает, не ставит рекордов. Чем больше он в игре, тем более странным и невротическим становится его поведение. Гаджеты разделяют его с людьми, а не соединяют.

Прежде чем клевать человека за гаджет-зависимость, попробуйте разобраться в её причинах. Привожу первые 3 простые «бытовые» и 3 более глубокие, астрологические, когда папы-мамы вполне вменяемые, а развитие всё равно постоянно стопорится:

1) Родители ломали голову, куда деть ребёнка, чтобы он перестал орать и досаждать взрослым, поэтому сами пихали его в «ну на, посмотри и успокойся» гаджет или засаживали за мультики, а теперь, как ни в чём не бывало, пытаются оттуда вытащить и предъявляют претензии, используя доступ к игре или телевизору в качестве инструмента наказания.

Это всё равно что приучить человека ходить на ногах и писать в горшок, а затем в качестве наказания за плохое поведение, двойки и прогулы заставлять ползать на коленках и делать в штаны.

2) Снаружи человека окружает настолько серая и никчёмная обыденность, что в гаджете лучше, чем в реальной жизни. Здесь айфон выполняет роль дорожки кокаина.

Самая бессмысленная и беспощадная история происходит в подростковом возрасте — в то светлое, тёплое и позитивное время, когда подростка начинают крутить в бараний рог, приучают к «пора быть взрослым, выбрать профессию, стать человеком» социуму и отдают на откуп ОПГ из учителей, репетиторов и приёмной комиссии вузов.

Образовательная ОПГ, как бы её ни пытались разбавить ЕГЭ и прочими инвалидностями, продаёт родителям инвестпродукт, невольно конкурируя с рекламой банковских вкладов и пенсионных фондов — «мы за ваши деньги пичкаем ваших детей устаревшими, никому ненужными знаниями, ломаем их психику, доводим некоторых до суицида накануне экзамена => ЗАТО гарантируем вам стабильную старость, когда чадо принесёт стакан воды на зарплату бухгалтера, юриста, менеджера».

Вменяемые дети задаются вопросами: зачем учить переписываемые под каждый госрежим бредни по истории, зачем изучать логарифмы, если собираешься поступать на инъяз, зачем читать сочинения средневековых страдальцев и невротиков, писавших романы в качестве хобби, а теперь взрослые говорят, что это духовная философия и воспитатель нравственности.

Вменяемые дети моментально сливаются от этого унылого г в другое г — гаджеты.

3) Примитивные, тревожные, замотанные родители-ретрограды, которые требуют от ребёнка быть нормальным (в их понимании) и играют в игру «оправдай мои ожидания».

Пьющий пиво папа требует гулять. Смотрящая сериалы мама требует читать.

Здесь остаётся напомнить о том, что пуповину отрезали очень давно. Следует проводить чёткую грань между «хорошо для родителя» и «хорошо для ребёнка». Как правило, воспитание проводится в режиме «считаю, что это хорошо для меня, это работало в моём детстве, значит грузану этим ребёнка и проявлю так свою любовь».

У вас много друзей, а ребёнка ни одного — значит никто не подставит ему плечо в трудную минуту, тревога!

Вы зачитывались романами и цитировали Пушкина по памяти, а ребёнок использует книги максимум в качестве подставки под банку редбулла, тревога!

Когда ребёнок чувствует, что родители посвятили себя ему и он тащит на себе бремя оправдания ожиданий и воспроизводит серые, покрытые пылью, плесенью и перхотью привычки 70-х, вся энергия и мотивация к самостоятельному развитию сходит на нет. Ребёнку не остаётся ничего иного, кроме как упасть в душные тесные объятия телевизора и планшета.

4) Бунт низкой самооценки.

Все плохие, вокруг враги, сделаю всем назло, чтобы набить себе цену «какой же я борец!!»

Самый печальный по своим разрушительным последствиям вариант больного залипания. Человек бессознательно сидит в компьютере или телефоне, чтобы поддерживать привычный накал «всем назло», отмораживая уши назло бабушке.

Часто встречается, когда в семью тихих, бедных, добрых, ласковых, интеллигентных родителей приходит ребёнок-агрессор с высокими амбициями, получая когнитивный диссонанс «если я состою из генов родителей, почему я такой крутой, а они такие слабаки».

5) Порушены границы личности.

Маленький ребетёнок верит в сказки добуквенно и считает, что золотая рыбка с Дедом Морозом сидят рядом и исполнят все желания.

Ребёнок вырос, цирк уехал, а клоуны остались. Многие взрослые люди реально не видят границ между собой и миром, между реальностью и воображаемым. Им кажется, что Обама ввёл санкции против них, поэтому они вешают на дверь маршрутки или шашлычной устрашающую надпись «Обаме вход воспрещён».

С таким же успехом эти люди незаметно для себя уплывают в сериально-айфоновый рай. Механизм одинаково работает как для грудничка, так и для дедушки, который не может уснуть, если не посмотрел все передачи на НТВ с утра до вечера.

6) Порушено чувство базовой безопасности.

Человек (в любом возрасте) не хочет и не может выйти из дома, когда закончилась регламентированная работа-учёба, чувствуя тотальное одиночество, непринятость, непризнанность — никто не понимает, поговорить не с кем, остаётся реализовать свою потребность в эмоциях по ту сторону экрана.

Любимый вопрос: а что же делать. Если ничего не предпринять, ребёнок «отобьётся от рук». Универсальных советов, к сожалению, нет.

До активации энергий сатурна к 12-14 годам в целом бесполезно требовать от ребёнка упорной сфокусированной работы и «мотивации». У него физически слаба функция самоконтроля и нет той точки опоры, которая позволила бы расставить приоритеты.

В 2-3 случаях из 10, столкнувшись со здоровым залипанием, я советую не трогать человека, чтобы насиделся в компьютере и зажил взрослой жизнью, когда придёт время. В 7-8 из 10 я воссоздаю стратегию насыщенной, интересной реальной жизни, которая манит куда больше гаджета. И в 10 из 10 рекомендую забыть про приём «сработало у меня в детстве, значит так надо и моему ребёнку» и сдать в утиль всю совковую романтику: сейчас не то время.

В эпоху блокчейна не читают жёлтые библиотечные книжки про пиратов и индейцев. В эпоху частных космических кораблей дети не бегают с палкой по двору и не жгут шины.

Временные циклы всегда счищают всё лишнее. Проводник времени — в нашем подлунном мире это энергии сатурна — делают то же самое в жизни каждого человека к 28-30 годам.

Сатурн — универсальный ёршик, который счищает струпья инфантильных стратегий поведения. Всё, что было надумано и подвешено на соплях в ходе спецоперации «поступить в хороший институт и оправдать ожидания родителей», к 28-30 будет счищено, как старая картофельная кожура.

Автор : Павел Андреев

 

.

.

.

.

.

.1