Вечные тайны. Мастер, Маргарита и астрология.

Со дня рождения Михаила Булгакова исполнилось 125 лет.

************

Кот Бегемот Полночь приближалась, пришлось спешить. Маргарита смутно видела что-нибудь. Запомнились свечи и самоцветный какой-то бассейн. Когда Маргарита стала на дно этого бассейна, Гелла и помогающая ей Наташа окатили Маргариту какой-то горячей, густой и красной жидкостью. Маргарита ощутила соленый вкус на губах и поняла, что ее моют кровью. Кровавая мантия сменилась другою — густой, прозрачной, розовой, и у Маргариты закружилась голова от розового масла. Потом Маргариту бросили на хрустальное ложе и до блеска стали растирать какими-то большими зелеными листьями. Тут ворвался кот и стал помогать. Он уселся на корточки у ног Маргариты и стал натирать ей ступни с таким видом, как будто чистил сапоги на улице, Маргарита не помнит, кто сшил ей иэ лепестков бледной розы туфли, и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками. Какая- то сила вздернула Маргариту и поставила перед зеркалом, и в волосах у нее блеснул королевский алмазный венец…»

Вы, конечно, узнали строки из незабываемого произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Непростая и наполненная коллизиями судьба была уготована этому роману и его автору. М.А.Булгаков родился и вырос в богатой традициями и высокодуховной семье преподавателя Духовной академии в Киеве А.Ф.Булгакова. Получив среднее образование, молодой Булгаков отверг карьеру семинариста и, не задумываясь, поступил на медицинский факультет Киевского университета. После блестящего окончания Alma mater М.А. Булгаков несколько лет проработал в глухой глубинке врачом, служил на фронте, впоследствии переехал в Москву. Будучи талантливым человеком и врачом по образованию, Булгаков рано осознал, что его призвание связано с литературной деятельностью. Писал он много и легко. Постепенно Булгаков пришел к выводу, что существует тайная, но крепкая связь автора с каждой созданной им страницей. Раскрыть в двух строках многочисленные грани литературного таланта художника немыслимо, остановимся лишь на грандиозной вершине творчества М.А. Булгакова — романе «Мастер и Маргарита».
Литературный критик В.Я.Лакшин метко назвал это произведение романом-судьбой, романом-завещанием. Работе над романом Булгаков посвятил последние 12 лет своей жизни и неудивительно, что роман стал неким духовным и душевным синтезом всего, что выпало в жизни передумать и перечувствовать его автору.
Магическое обаяние романа ощущается буквально с первых строк, и те, кто читал, согласятся с этим. В романе параллельно идут две ветви, отражая антологию нашего бытия и тайную его суть. Ветви эти — московская литературная жизнь тридцатых и величайшая мистерия Мира — гибель Иисуса Христа (в романе он — Иешуа ГаНоцри). Казалось бы, как такое может быть связано? Оказывается, может! И пьеса двух ролей, сыгранных Прокуратором Иудеи Понтием Пилатом и жалким арестантом Иешуа Га-Ноцри, беспрестанно повторяется в ходе истории и в наши дни.
Булгаков представляет свое видение драмы Мира — Голгофы и образ ее инспиратора (вдохновителя) сатаны. Но событийный узор романа основывается не только на «больном» воображении автора, но и на исторических фактах и философских параллелях в осмыслении этих фактов. Умело описывая такие мистические явления в тексте, как трансмиграция, перевоплощение и другие, Булгаков не мог быть не знаком с астрологией. И действительно, вспомним диалог Воланда и литератора Берлиоза на Патриарших прудах в главе «Никогда не разговаривай с неизвестными».
Воланд: Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер…
Берлиоз: Ну, здесь уж есть преувеличение. Сегодняшний вечер мне известен более или менее точно. Само собой разумеется, что если на Бронной мне не свалится на голову кирпич…
Воланд: Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в коем случае не угрожает. Вы умрете другою смертью…
Берлиоз: Может быть, вы знаете, какой именно? И скажете мне…
Воланд: Охотно. Раз, два… Меркурий во втором доме… луна шла… шесть — несчастье… вечер — семь… Вам отрежут голову!

И в подтверждение вышесказанных. слов Берлиоз погибает в тот вечер под трамваем. Если глубже вдуматься в описанный сюжет, то что же происходит? Сам сатана, чтобы узнать о причине смерти «простого смертного» заглядывает не куда-нибудь, а в гороскоп! Значит астрология,, по мнению Булгакова, является неким ключом, связывающим воедино все явления и раскрывающим ответы практически на любые вопросы жизни, бытия и небытия.
Изучая (именно изучая, а не читая!) роман «Мастер и Маргарита» понимаешь, что Булгаков был высокообразованным человеком и великолепно владел метаисторическим подходом к объяснению многих превратностей человеческих судеб. Заглянем в 23 главу «Великий бал у сатаны», с описания которого началась наша статья. Много выстрадавшая и потерявшая своего возлюбленного Мастера, пламенная Маргарита была приглашена быть королевой на ежегодном балу грешников, затеваемом Воландом. Дирижировал оркестром сам Иоганн Штраус, а гости, в прошлом отличившиеся различнымии злодеяниями, на бальный вечер из праха превращались в элегантных кавалеров и грациозных дам.

К Маргарите приближалась, ковыляя, в странном деревянном сапоге на левой ноге, дама с монашески опущенными глазами, худенькая, скромная и почему-то с широкой зеленой повязкой на шее.
— Какая зеленая? — машинально спросила Маргарита.
— Очаровательнейшая и солиднейшая дама, — шептал Коровьев, — рекомендую вам, госпожа Тофана была чрезвычайно популярна среди молодых очаровательных неаполитанок, а также жительниц Палермо, и в особенности тех, которым надоели их мужья. Ведь бывает же так, королева, чтобы надоел муж.
— Да, — глухо ответила Маргарита, в то же время улыбаясь двум франчикам, которые один за другим склонялись перед нею, целуя колено и руку.
— Ну вот, — ухитрялся шептать Коровьев Маргарите и в то же время кричать кому-то:— Герцог! Бокал шампанского! Я восхищен… Да, так вот-с, госпожа Тофана входила в положение этих бедных женщин и продавала им какую-то воду в пузырьках. Жена вливала эту воду в суп супругу, тот его съедал, благодарил эа ласку и чувствовал себя превосходно. Правда, через несколько часов ему начинало очень сильно хотеться пить, затем он ложился в постель, и через день прекрасная неаполитанка, накормившая своего мужа супом, была свободна, как весенний ветер.
— А что это у нее на ноге?— спрашивала Маргарита, не уставая подавать руку гостям, обогнавшим ковыляющую госпожу Тофану. – И зачем эта зелень на шее? Блеклая шея?
— Я в восхищении, князь!— кричал Коровьев и в это же время шептал Маргарите: — Прекрасная шея, но с ней неприятность случилась в тюрьме. На ноге у нее, королева, испанский сапожок, а лента вот отчего: когда тюремщики узнали, что около пятисот неудачно выбранных мужей покинули Неаполь и Палермо навсегда, они сгоряча удавили госпожу Тофану в тюрьме.
— Как я счастлива, черная коponesa, что мне выпала высокая честь, — монашески шептала Тофана, пытаясь опуститься на колено. Испанский сапог мешал ей. Коровьев и Бегемот помогли Тофане подняться.
— Я рада, — ответила ей Маргарита, в то же время подавая руку другим.

А теперь обратимся к истории. Странное явление случилось в конце ХVII века в итальянских городах Палермо и Неаполе: состоятельные и, как правило, пожилые мужья симпатичных молодых дам умирали, как мухи. Полиция не сразу, но интересовалась этим явлением. Выяснилось, что на рынках Палермо, а потом и Неаполя некая сицилианка по имени Тофана бойко торговала «водой для притираний», которую охотно покупали женщины, вскоре становившиеся вдовами. Поймать торговку с поличным не удалось: она была очень хитра и держала наряду с изобретенным ею безвкусным и ничем не пахнущим ядом (знаменитая «Ацпа Tofana») бутылочки с настоящей туалетной водой, которую и продавала переодетым сыщикам, покупавшим ее якобы для подарка женам.
Почувствовав неладное, Тофана, успевшая отправить на тот свет сотни мужей, скрылась в монастыре, но была обнаружена и арестована. В 1709 году состоялся шумный судебный процесс, на котором отравительнице удалось бы вывернуться (ведь прямых улик против нее не было), если бы не… астрология! Профессиональный астролог составил натальную карту (гороскоп) Тофаны и определил, что на момент ее рождения Луна находилась в знаке Скорпион. В Скорпионе наша ночная богиня Луна проявляет себя извращенно, усиливая скрытность, превращая чувствительность в чувственность и заставляя трансформировать через кризис и смерть себя и других. Но главным козырем астролога перед уважаемыми судьями стал факт точного аспекта отравителей в гороскопе Тофаны: соединение Луны со звездой Акраб. Эта звезда на лбу Скорпиона дает способности к исследовательской работе, особенно в изучении скрытых и таинственных процессов, однако не предвещает богатство и дает потери. Так оно и случилось.
Древний непреложный закон нашей жизни гласит: «Как вверху, так и внизу». Т.е. имея в своем гороскопе аспект отравителей, Тофана на самом деле и являлась таковой. Этот до вод убедил мудрых судей, злодейка была приговорена. Тофану заключили пожизненно в темницу, где она и умерла насильственной смертью, навсегда унеся секрет столь удобного яда с собой в могилу. Рассказывают, что, желая освободиться, Тофана ухитрилась подсунуть тюремщеку вместо Agna Vitae (водки) Agna Tofana и тот, почувствовав, что умирает, из последних сил задушил отравительницу.
Этот яркий случай показывает, что еще в начале XVIII века астрологические свидетельства принимались в суде и служили большим подспорьем. Но так было давно, а сейчас многие еще с недоверием относятся к астрологии и по оплошности ее недооценивают. Это можно простить и понять. Все мы впитали атеизм и оголтелое неверие ни во что, кроме идолов, и это еще долго будет мешать нам на пути духовного развития. Принять или не принять астрологию, поверить в нее или нет — дело каждого. Но, может быть, следует повнимательнее прислушаться к строкам Булгакова. Из диалога Воланда и Берлиоза, с которого все началось:

Воланд: Имейте в виду, что Иисус существовал.
Берлиоз: Видите ли, профессор, мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения.
Воланд: А не надо никаких точек зрения! Просто он существовал, и больше ничего.
Берлиоз: Но требуется же какое-нибудь доказательство…
Воланд: И доказательств никаких не требуется, все просто… »

Да, все просто, надо лишь проникнуться сознанием сопричастности себя к окружающему миру и понять, что все в этой жизни повторяется, и те две роли, роль Понтия Пилата и роль Иешуа Га-Ноцри, еще не раз предстанут перед нами, и кто знает, не придется ли вам сыграть одну из этих ролей!

Автор: Сергей Безбородный

Источник

.
1