Ксавье Долан

Я начала знакомство с Ксавье Доланом с фильма «Песнь слона» и это было удачей. Не думаю, что я заинтересовалась бы его работой, начни я с его первого фильма.

Долана называют вундеркиндом, самоучкой, который, не получив даже среднего образования, к своим 28 годам снял уже 6 фильмов, став режиссером в 19 лет. Невероятная продуктивность этого человека (Марс соед.Юпитер), питаемая его личной эмоциональностью, поражает. Во-первых, думается, что подростку, который избежал школьного зомбирования, удалось сохранить свое представление о реальности. Он не «подстроился» там, где подстроилось и адаптировалось большинство. Я не собираюсь комментировать его фильмы с точки зрения кинокритика. Мне интересно в его фильмах другое — то, как человек пытается решить свою личную проблему отношений с матерью. Сублимирует, сделав из нее фильм? Да. Но его рост при этом очевиден! Как очевидна разница между «Я убил свою маму» и «Мамочкой» (Приз Жюри в Каннах 2016). Если в первом случае «убивало» название фильма, то во втором это слово не произносилось, оно разило из каждой сцены. Разбираться с собственными проблемами, не обвиняя в них родителей, партнеров, условия жизни и весь окружающий мир — это крайне достойное занятие, поскольку оно делает из человека зрелую личность.

Когда планеты гороскопа «скомпанованы» по группам, как у Долана, любой транзит трансперсональных планет меняет многое в жизни человека, поскольку затрагивает не одну какую-то тему, а будоражит и активирует половину гороскопа. На бытовом языке мы называем эти транзиты кризисами. Мы их, как правило, так и переживаем.

У Долана планеты расположены таким образом, что ему потенциально дано пережить прямые транзиты всех трансперсональных планет, что случается далеко не у всех. Например, человек, рожденный даже в том же 1989 году, но осенью, таких транзитов, таких перемен в своей жизни переживать не будет. Долан же прошел через череду «кризисов» с 2006 по 2015. Первый очевиден — уход из школы, отказ от обучения. И уже через два года — первый фильм. А дальше никто никаких кризисов не заметил, скажете вы? В качестве метафоры — представьте себе Стива из «Мамочки», который сбежал в 2006 году из психбольницы: что бы было, если бы он не нашел себя в кинематографе? и вообще не нашел себя? Что бы с ним могло произойти до 2015 года? Можете не ограничивать свою фантазию. Не думаю, что у вас в голове рождаются картинки «нормальной жизни», скорее — непрерывная череда жизненных взрывов. Даже не ясно, дожил ли бы он до 2015 года.

Солнце в год рождения Долана 20 марта переходило из Рыб в Овна. Его стремительная творческая энергия, его напор, с которым он хочет завоевать кинематограф, конечно, соответствует Овну. Я предполагаю, что родился он либо в 16:20 (с Луной на АС в Деве и Марсом/Юпитером на МС), либо в 18:30 (с асцендентом в Весах, возможно, в квадрате к Урану, и с МС в Раке, поскольку он нон-стопом транслирует общественности свое детство, свою Луну, но не хочу спекулировать), Солнцем в квадрате к Урану и соединении с Венерой, Луной в Деве в оппозиции к Меркурию и тригоне к Сатурну/Нептуну.
Невзирая на вопросительный асцендент, с 2006 года он пережил квадрат Плутона к Венере и Солнцу, транзит Урана по Меркурию в Венере, его оппозицию к Луне, транзит Плутона по Урану и Сатурну/Нептуну и оппозицию Сатурна к Марсу/Юпитеру.
Это, мягко говоря, многовато для любого человека. Половина из этого случается в нашей жизни в возрасте 38-42 лет, что люди называют «кризисом переходного возраста», в который, как известно, распадаются семьи, совершаются переезды, кардинальные смены профессий и даже случаются самоубийства. Можно сказать, что Долана разобрало на пиксели, трансформировало и сложило по-новой. Тот пример, который он показывает всем — это трансформация энергии кризиса в творчество. И это потрясающе!

Человек с «говорящей Луной» в Деве (в опп.к Меркурию) способен воспринять и описать тончайшие состояния души. В одном из интервью его попросили объяснить свой выбор актеров — количество эпитетов, подобранных им для разных людей, впечатляет! Но Долан признается, что иногда даже у него слов не хватает, поэтому он подбирает себе таких людей, которые чувствуют то, что чувствует он (напр., у Натали Портман Луна стоит в соединении с Луной Долана). Для неастрологов: Луна — это то место, которым мы чувствуем, это орган нашего нерационального, чувственно-интуитивного восприятия действительности. (С Луной в Деве родились: Феллини, Акира Куросава, Джуди Фостер, Николсон, Траволта, Шон Коннери, Дастин Хоффман, Мадонна, Мастрояни, Мишель Пфайффер, Натали Портман, Далай Лама, Толстой, Шопенгауэр, Земфира) Луна в Деве говорит о способности человека подмечать мельчайшие детали (и реагировать на них), потребность к чистоте, аккуратность, педантичность. Это люди со своеобразными, потому что очень дифференцированными, вкусами, в быту — крайне разборчивы, у них свои представления о еде, о том, что где должно лежать и пр. (вспомните фильм с Николсоном «Лучше не бывает»). Они могут быть раздражительны и недовольны окружающими, их внешним видом, привычками и т.п. Но они не истеричны, чем, однако, отличаются герои фильмов Долана про мам. Возможно, истерики — это лунная трансляция рыбьего Меркурия и Лилит на асценденте. Любовь к деталям, показанных крупным планом в фильмах Долана, очевидна.

«Говорящую Луну» Долана мы услышали (и увидели) на его речи в Каннах: «Спасибо Каннскому фестивалю. Спасибо моей семье, с которой я в ладу лучше, чем с моим фильмом. Спасибо жюри, которое поняло эмоции фильма. Делиться эмоциями с другими не всегда легко. Что бы мы ни делали в жизни, мы делаем для того, чтобы быть любимыми, чтобы нас признавали. Во всяком случае, я — да. Чем старше я становлюсь, тем сильнее осознаю, как сложно быть понятым. И парадоксально, я понимаю себя лучше» (это Луна, понимаемая Меркурием)

Я рада, что поколение с Плутоном в Скорпионе (1983/84 — 1995) произвело такой талант. Их родителями было поколение 1960-ых, свободное, протестующее, с трудом способное играть родительскую роль. Почему? Потому что оно само родилось во время революции взглядов, во время панковых демонстраций, рок-н-ролла и распространения наркотиков. А у кого? У тех, кто родился в период второй мировой войны. Думаете, те (бабушки с дедушками) были счастливее? Вы видите — винить некого. Эстафетная палочка передается дальше и дальше. Назовем это кармой. Плутон, он же Аид, хозяин царства мертвых, владыка кармы. В Скорпионе он словно в своем царстве, где всё вершится по мановению его руки. Это поколение ищет глубинных истин, оно не согласно идти на компромисс и соблюдать несозвучные ему традиции. «Докапываясь» до истинных чувств, оно залезает под кожу, что на материальном уровне выражается в татуировках на их телах. Поколение эмоциональных и сексуальных экстремистов. Поколение, требующее внимания к своему внутреннему миру. Нам, в нашей цивилизации, такая интенсивность эмоций неизвестна и совершенно незнакома! Понятно, что если у мамы Стива или Ксавье Плутон стоял в рациональной Деве (поколение 1956/58 — 1971/72), говорящей, что самое главное — ребенка одеть и накормить, и не важно — удалось ли при этом его приласкать и с ним поговорить, она не могла дать сыну ответ на его эмоциональные сверхзапросы и ужасно страдала от этой своей немощности и диссонанса с сыном.

Сколько детей выросли в семьях без отцов… Сколько из них отчаялись. Долан своими картинами и своей судьбой указывает the way out. И, наверное, талантливые люди отличаются от полных лузеров лишь своим упорством и категорическим отказом скатиться в болото. Гороскоп, совершенно точно, не в состоянии отличить лузера от гения. Все зависит от силы души и воли, которая не видна на бумаге.

Фильмы Долана представляются мне крайне своевременными еще и потому, что я все чаще вижу в сети отзывы отчаявшихся мам уже его (!!) поколения; мам, жалеющих о том, что родили ребенка и не знающих, что с ним делать и как им быть; и даже мам, находящихся на грани самоубийства из-за своей неспособности обращаться с ребенком. Я всегда думала, что в обществе царит абсурд — родители посылают нас в ВУЗы, заставляют учиться и учиться, но никто не учит как родить новую жизнь, как ее сопровождать (воспитывать), на что обращать внимание и т.п. Почему-то в нашей цивилизации считается, что надо уметь грамотно писать (п.ч. не врождено) , а вот дать жизнь новому существу — это элементарно (врожденное).

Эта тема замечательно раскрывается в фильме «Песнь слона» (Фильм Шарля Бинамэ по одноимённой пьесе Николя Бийона. В главных ролях: Брюс Гринвуд, Ксавье Долан, Кэтрин Кинер. Канада, 2014)
Фильм об отсутствии матери. О том, что нелюбовь убивает.
«Вы когда-нибудь любили человека, который даже не хотел притрагиваться к вам?» Мальчик, рожденный по залету у великой певицы. Нежеланный ребенок, отданный няням, а потом попавший в психушку. Любовь он видел только в глазах умиравшего слона…. которого убил его отец. Отец, встречи с которым ребенок ждал 8 лет своей жизни. Наверное, надеясь найти любовь хотя бы у него. Единственное материнское чувство, им пережитое — это подарок игрушечного слоника матерью и песенка, спетая ею. Он спел ей эту песенку, когда она умирала от передозировки таблетками.
В этом фильме два человека, способных любить и открыто ищущих любви — один из них сидит в психушке, другая — девочка даун. И это замечательно показывает сложившуюся сейчас ситуацию с удовлетворением наших самых важных потребностей.
После смерти героя, любовь, жившая в нем, будто высвобождается, будто ее становится больше в мире. По-крайней мере, она тут же объединяет двух несчастных людей.
У Долана в 2019 году состоится завершающий аккорд серии его транзитов, называемый возвращением Сатурна (оно бывает у всех в возрасте 29-30 лет и тоже считается кризисом. Я это называю «окончательным взрослением»).
Весь его путь, который мы наблюдали с 2006 года начался с Новолуния в Овне (конец 2005). Это и была точка невозврата, ощущение, что ТАК дальше продолжаться не может. «Так», в смысле — не по замыслу данной сущности. Начался период наибольшей аутентичности, яростного рывка вперед, к самому себе под девизом «Не станем прогибаться под изменчивый мир, Пусть лучше он прогнется под нас». До  2011 года Венера, Меркурий и Солнце во вторичной прогрессии у Долана оставались в Овне, первым вышел Меркурий, в 2016 за ним в Тельца последовала Венера, в 2019 туда же перейдет Солнце, достигнув в 2020 Полнолуния в Скорпионе. В 2019-2020 что-то явно изменится в его деятельности, поскольку изменится его самовосприятие. Посмотрим, какие картины он будет снимать после 2019 года. Удачи ему!
О поколении с соединением Урана с Нептуном в Козероге (1989 — 1995 гг.) 

Хотелось бы сказать еще пару слов о поколении 1989-95 годов. В это время Уран находился в соединении с Нептуном в Козероге (точное соединение в 1992/93 гг). Ни Уран, ни Нептун (ни Плутон) в земных знаках себя комфортно не чувствуют. Земля — это царство Сатурна. Это уровень материализации. Высшие планеты связаны с уровнем божественного замысла, с уровнем идейной матрицы Платона, с будущим развитием Земли. Они диктуют уроки человечеству, как целому. Уран, мифологически — праотец человеков. Он хочет поведать нам самую актуальную из своих истин, но в земном знаке у него во рту земля. Ему приходится плеваться и взрывать коросты традиций и фиксированных представлений (законов). В эти взорванные им щели Нептун вливает свое сострадание и милосердие. Без Урана его водные энергии тоже просочились бы в землю, но длилось бы все дольше и на большую глубину не ушло.
Нептун с Ураном в Козероге — это привнесение энергии космического замысла, возможно, энергии милосердия на уровень устоявшейся веками материальности, т.е. в человеческие традиции, закрепленные в общественных законах. Что-то в этих вековых традициях нуждается в корректировке, поскольку жизнь непрерывна, не может быть зафиксирована раз и навсегда (как хотелось бы Козерогу) и требует новых традиций.
Наиболее явные факты, свидетельствующие об этих процессах — это развал СССР и падение Берлинской стены. Помним, что Плутон в 1989-95 гг находится в Скорпионе. Задача поколения — выплюнуть землю изо рта и назвать своими именами то, что замалчивалось веками;
— научить человечество говорить о своих эмоциях и уважать их;
— убрать разграничивающие людей, отделяющие их друг от друга, структуры;
— исцелить факты, реальность и устоявшуюся идеологию;
— создать новые формы для своих озарений. В знаке земли — сложно творить с нуля. Легче — копировать или постепенно размывать (Нептун) формы имеющиеся, видоизменяя их, делая более правильными, т.е. более соответствующими действительности (отсюда «обвинения» Долана в копировании);
— не отчаиваться от ригидности (медлительности и неповоротливости) мира;
— не бежать от ответственности!
— справиться с внутренним желанием избежать столкновения с действительностью и начать творить.

У Долана Нептун с Ураном крайне важны, поскольку находятся в момент рождения в фазе стационарности, будто они заняли свои позиции, встали в стойку и сказали: в этой инкарнации работать будем здесь и своей позиции не покинем. Присоединение к ним Сатурна в разы усиливает важность задач Нептуна с Ураном.

Автор : Юлия Витославски

Источник

.

.

.

.

.

1