Что такое синдром эмоционального выгорания и как с ним жить.

Синдром эмоционального выгорания был выявлен психиатрами в 1974 году. Заболевание входит в Международную классификацию болезней, принимаемую ВОЗ. «Работа.ру» рассказывает о том, как менялись представления о болезни и ее причинах.
Что это такое?

Синдром эмоционального выгорания — это состояние эмоционального истощения, безразличия к работе и обязанностям. Вначале состояние похоже на общую усталость, позже приводит к резкому ухудшению качества жизни. В таком состоянии человеку не нравится его работа и то, какой он сам на работе, ухудшается отношение к коллегам, клиентам, контрагентам.Как это выглядит?

Феномен описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером. Он использовал термин «burnout» и говорил о том, что такое состояние часто возникает у людей, которые по долгу службы много находятся в эмоциональном контакте с людьми (врачи, учителя, социальные работники, спасатели). Исследования разных лет зафиксировали, что состояние, действительно, не является редким — в некоторых исследованных группах врачей и психологов в разной степени ему были подвержены до 70−90% сотрудников.После были проведены другие исследования, которые описали основные признаки, сопутствующие выгоранию:

— физический спад (слабость, усталость, бессонница, головные боли, головокружения, снижение иммунитета);

— социальный спад (стремление к уединению, уклонение от общения и выполнения рабочих обязанностей, желание обвинять окружающих, жалобы на жизнь, зависть);

— психоэмоциональный спад (безразличие к происходящему, ощущение бессмысленности работы и жизни, неверие в свои силы, недовольство окружающими, постоянное плохое настроение).

Этапы выгорания — от оптимизма к подавленности

В исследованиях (Фрейденбергера, Гринберга, Буриша) описаны этапы появления выгорания. Конкретные этапы различаются, но есть общая логика развития процесса: все начинается с воодушевления, а затем постепенно приходит к усталости, желанию изолироваться от процесса и людей, к потере понимания смысла и ценности происходящего.

Этап 1 — работа, я люблю тебя

Человек доволен работой, работает много, часто с азартом и соревновательным задором. Иногда эту фазу называют фазой «чрезмерного участия» — человек прямо-таки бросается на работу.

Шаг 2 — работа не кончается дома

Постепенно нагрузка становится слишком большой, человек отказывается от отдыха и общения с близкими. Он постепенно теряет первоначальный азарт, начинает хуже спать, снижается интерес к делу, человек все чаще чувствует себя усталым и вялым.

Шаг 3 — хронические «хвосты»

Состояние понемногу становится более тягостным — все сложнее сосредоточиться на работе, накапливаются «хвосты», которые все нужнее и все неприятнее делать. Возникают конфликты, которые человек пытается не решить (сил маловато), а отложить. Работа все менее эффективна и радостна, но занимает все больше времени. Ценность и чувства других людей становятся менее важными, уменьшается желание приносить им пользу (дегуманизация).

Шаг 4 — эмоциональное выгорание

Эмоциональное выгорание разворачивается в полную силу — работа не радует, человек не чувствует своей ценности и способности к этой работе. Окружающие раздражают и кажутся причиной всех бед. Кроме этого, раздражает и собственная неспособность справиться с ситуацией. Обостряются хронические заболевания и появляются новые жалобы на здоровье. Состояние становится все более неприятным. Человеку сложно решиться на радикальные изменения и в то же время мучительно оставаться в текущем состоянии, большую часть времени он охвачен переживанием ощущения усталости, истощения. Нарушения в одной сфере жизни приводят к сложностям в другой — например, усталость и раздражение могут переноситься в семью и ухудшать взаимоотношения с близкими.

В чем причина?

Понимание причин возникновения эмоционального истощения меняется со временем.В первых описаниях синдрома эмоционального выгорания ключевой причиной считали утомление от специфических видов работы, требующих постоянного общения с людьми (учителя, врачи, торговые представители). Второй причиной признавалась однообразность работы, делающая дни похожими один на другой. Третьей — особый склад характера, склонность к перфекционизму, к постоянному недовольству своими результатами.В более поздних исследованиях акцент переносится в область ценностей и смыслов. Сутью феномена становится не просто утомление, а ощущение бесполезности своей работы. При таком подходе дополнительными факторами риска становятся отсутствие признания и обратной связи, незаслуженная критика, чувство ненужности работы. Здесь же вновь упоминается перфекционизм, но уже в немного ином ракурсе — как причина постановки недостижимых, нереальных, нужных не самому человеку, а неведомому «зрителю» целей.

Это состояние выглядит одновременно простым и коварным. В начальной стадии оно кажется обычными неровностями рельефа — проблем как таковых нет. А на более поздних — успевает подкосить радость жизни и лишает энергии и стремления к переменам.

Что делать?

Самый очевидный совет — соблюдать режим труда и отдыха и не доводить себя до выгорания. Общаться с друзьями и семьей, иметь «отдушину».

Но если вам кажется, что вы уже находитесь в пограничном состоянии, или обнаружили у себя признаки эмоционального выгорания, то постарайтесь исключить возможный синдром хронической усталости. О нем мы подробно писали в статье «Я устал. Что делать?».

Если ваша усталость не столько физическая, сколько кризис смысла — например, вы не уверены, что занимаетесь тем, чем хотите, то попробуйте разобраться в себе: как получилось, что вы делаете то, что надо, а не то, что хотите. В этом вам помогут несколько простых психотерапевтических упражнений из нашей инструкции — к радикальным переменам мы не призываем.

Смысл можно найти в помощи другим и волонтерской деятельности, тем более что впоследствии это может помочь основной работе.

Наконец, поддержку и ответы можно найти в чужом опыте:

— Бизнес-консультант стажируется в благотворительном фонде.
— Учитель берет годовой отпуск и отправляется в путешествие.
— Герои «Работы.ру» меняют профессию (это страшно, но того стоит).

Источник

.

.

.

1