Двенадцатый дом. Радость и ужас.


«Из колодца черпают воду без помех. Он надежен. Великое благо.
Колодец для всех. Никому не запрещено брать из него воду. Сколько бы ни пришло, каждый найдет то, в чем нуждается, ибо колодец надежен. Его питает родник, и он никогда не пересыхает. Это — великое благо для всей земли. То же можно сказать об истинно великом человеке, чье внутреннее богатство неистощимо; чем больше другие черпают из этого источника, тем полнее он становится»
И Цзин, гексаграмма 48, верхняя линияКолодец есть в каждом из нас. Вместе и по отдельности мы обладаем глубоко скрытым внутренним источником мудрости, источником, удовлетворяющим наши нужды и никогда не пересыхающим. Все, что надо сделать, — это не пропустить момента, когда он открывается, и… испить из него.

Многочисленные переживания, связанные с XII домом, помогли мне с предельной ясностью понять, что колодец — символ именно этого дома, дома, который недооценивают и зачастую видят в дурном свете. «Книга перемен» говорит, что колодец для всех. На языке юнговской психологии мы можем говорить о коллективном бессознательном, глубочайшем уровне человеческой психики, существующем вне времени и пространст- ва и связывающем нас с жизнью повсюду и во все времена.

Это также тот уровень, из которого все проистекает и на который все возвращается. Как бы то ни было, эта часть психики широко и подробно обсуждается Юнгом и его последователями. Совпадение с XII домом ошеломляюще — если мы готовы обращать внимание и на позитивные черты и откажемся от старой идеи, что XII дом не означает ничего, кроме несчастий и потерь.

Меня бесконечно восхищает богатство этого дома. Он — источник творчества в искусстве жизни и, говоря словами «Книги перемен», — «великое благо». Принимая XII дом, мы вводим в свою жизнь еще одно измерение. Те, кто учатся слушать внутренний голос, поймут, что роль сознания весьма относительна, тогда как роль бессознательных процес- сов чрезвычайно важна для развития Самости, равно как и для плодот-ворного взаимообмена между сознательным и бессознательным. Это — «Великий Человек» в нас, наше подлинное «Я», обладающее неистощи- мым внутренним богатством.

Для понимания XII дома от нас требуется способность изменить свою позицию и образ мыслей. Наверное, правильнее всего будет охарактери-зовать XII дом как дом парадоксов, где невозможное возможно, а проти-воположности можно примирить на более глубоком уровне — во всяком случае, так кажется.

Парадоксально само его положение в гороскопе, Солнце, восходя на востоке, по астрологическим понятиям оказывается на Асценденте. Отсюда оно поднимается все выше и выше в небеса в направлении МС и пересекает соответственно XII, XI и X дом. XII дом всегда считался закрытым домом, где события происходят за глухими ставнями и запер- тыми дверями, и то, что случается, не афишируется. Трудно примириться с этой идеей при ярком свете восходящего Солнца, все освещающего своими лучами.

В действительности Солнце восходит, а по астрологическим представле- ниям оно на некоторое время пропадает из виду, пока проходит XII дом.
В этом кроется некоторое противоречие: как может Солнце быть види- мым на небе и в то же время — невидимым в карте? Тем не менее эти два образа совместимы. Если думать о восходе как о рождении, то Асцендент будет соответствовать моменту прихода в мир.

Рождение и инкарнацию всегда относили к Асценденту, куспиду I дома, дома проявления жизни и жизненной силы. Безусловно, за рождением следуют непрерывный рост и развитие, но силы сознательного разума (Солнце) на этой ранней стадии еще не столь проявлены. Каково же в таком случае его положение?

В XII доме мы находим все элементы коллективного бессознательного согласно терминологии Юнга. Это те элементы, которые мы храним в себе как наследие каждой из стадий развития человечества от прошлого до настоящих дней. Называя бессознательное коллективным, Юнг подра-зумевал тот факт, что во всех нас присутствует нечто общее, независимо от пола, цвета кожи и т.д. В потенциале #коллективноебессознательное содержит все типические модели человеческого поведения подобно тому, как химический раствор содержит в себе кристаллические струк- туры, выпадающие в осадок. Форм как таковых нет, есть лишь возмож- ность их.

Тот факт, что Солнце вступает в XII дом, как только становится видимым — как только пересекает Асцендент, может показывать, что с момента рождения человек становится частью наследия неизмеримо большего по сравнению с теми временем и культурой, с которыми совпадает его появ- ление на свет. Но не только это — видимое Солнце движется по затаенно- му дому, где свет его по-прежнему заслонен.

Это прекрасно соответству- ет точке зрения некоторых психологов, гово- рящих, что ребенок должен постепенно выстроить свое эго, ибо эго не выдается ему готовым при рождении. Он фактически начинает с нуля и несколько лет не произносит слова «я». Есть теоретики, которые выска-зываются еще более сильно, утверждая, что все человеческие дети рож- даются недоношенными.

В книге «Ребенок» Эрик Ньюман отмечает, что при сравнении новорож-денные детеныши высших млекопитающих оказываются более зрелыми, нежели человеческие малыши. Для того чтобы достичь относительной зрелости, человеческий эмбрион должен был бы оставаться в утробе 20 — 22 месяца, а не девять месяцев обычной беременности.

Поэтому ребенку требуется более года, чтобы достичь того уровня разви- тия, каким детеныши животных обладают уже в момент появления на свет. Ньюман приходит к выводу, что человеческий ребенок являет собой эмбрион не только пока находится в утробе, но и на протяжении опреде-ленного послеродового периода. Портман называет эту фазу социально-утробным временем. На этой фазе ребенок уже внедрен в человеческое общество и может естественным образом усваивать речь и культуру той группы, к которой принадлежит. Главную роль в это время играют отно- шения ребенка с матерью.

МИР БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

На протяжении первого года своей жизни ребенок живет в реальности бессознательного и большую часть своих впечатлений получает от мате- ри. Он безошибочно реагирует на ее сознательные и бессознательные импульсы и мало-помалу узнает очень многое уже тогда. Влияние матери гораздо более существенно, чем думают многие, и то, как она ведет себя по отношению к ребенку (зачастую на бессознательном уровне), показы- вает ребенку, каково его место.

Видимо, в мире новорожденного важную роль играет и ряд других лиц, например, его отец и/или няня. Отношение к ребенку матери и других значимых людей определяется целым набором факторов, в числе кото- рых их характеры, разного рода проблемы (решенные или нет), страхи, отношения с собственными родителями, их роли в культурной среде, мнение о детях, заимствованное из культуры и общества, в которых они живут, и т.д.

Все это затейливым образом вплетается в отношение к ребенку, что сам человек может и не осознавать. Более того, похоже, что наши видимые намерения по отношению к детям слишком часто отличаются от нашего бессознательного поведения.

Таким образом, грудные дети могут быть без слов ориентированы в опре- деленном направлении, будучи погружены в мир бессознательного своих матерей или нянь. Все, что дети переживают в это время, может нало- жить на них мощный отпечаток. Поскольку на сознательном уровне они не понимают, что происходит, впоследствии им бывает очень сложно оп- ределить, что именно случилось.

Символически эту ситуацию представляет движение Солнца по XII дому после восхода: очевидно, что-то есть, что-то происходит, но это что-то скрыто и недоступно сознательному восприятию. Маленький ребенок уже запрограммирован, он уже успел многое узнать, но развитие эго только началось, и ему предстоит еще долгий путь.

Младенчество — чрезвычайно важный возраст еще и в связи с развитием коры головного мозга, и это можно видеть на примере того, что происхо- дит в области Брока (речевой центр мозга). В течение первых месяцев после рождения плотность сети нервных клеток увеличивается ошелом-ляющими темпами; таким образом, связь между клетками головного мозга неуклонно растет. Очевидно, в том случае, когда в первые годы жизни дети лишаются определенных впечатлений, какие-то связи не воз- никают. Так в эти первые годы жизни появляется как бы основа или сет- ка для того, чтобы мы могли ткать свою дальнейшую жизнь. Если в ней не хватает каких-то нитей, то во взрослой жизни нам будет очень сложно соединять части нашей «ткани».

В аналитической психологии принято считать, что коллективное бессоз-нательное присутствует в каждом из нас при рождении и что сознатель- ный разум развивается позднее. Это имеет различные последствия. Ребенок связан со своими родителями и с остальным миром посредст- вом своего бессознательного. У него нет сознания, нет механизма вытес-нения, который помогал бы ему справляться с неприятными впечатле- ниями. Он открыт и реагирует на желания, напряжения и прочие проявле- ния бессознательного своих родителей.

Мать, которой ребенок неприятен, но которая играет роль «милой, доброй мамочки», безусловно, произведет на него негативное впечатление. Ребенок неизбежно будет реагировать не на тот спектакль, который она разыгрывает перед посторонними, а на то подавленное, вытесненное отношение к нему, которое другим не видно; или, точнее, на ее напряже- ние, являющееся следствием вытесненного из сознания отношения к ребенку.

Фрэнсис Уикс посвятила этой теме значительную часть своей книги «Внутренний мир детства», а Карл Юнг высказывается по этому поводу в предисловии к этой книге. Он пишет: «…то, что оказывает наибольшее воздействие на детей, исходит не из состояния сознания их родителей, но из ситуации, сложившейся в их безсознательном. Это вызывает беспо-койство озабоченных вопросами нравственности родителей, ибо как бы они ни старались, то, что более или менее поддается контролю, а именно сознание и его содержание, представляется не слишком действенным по сравнению с бесконтрольным и неконтролируемым влиянием психичес- кого фона.
Таким образом, родителям особенно важно изучать проблемы своих детей в свете своих собственных проблем».

Очень существенно также замечание, которое делает Юнг на основе лич- ного опыта. Он утверждает, что наиболее сильное воздействие на детс- кую психику оказывает непрожитая жизнь их родителей (и предков). Юнг имеет в виду ту часть жизни родителей (и/или бабушек и дедушек), кото- рую они могли бы пробить, если бы не «вышли из игры», придумав некие отговорки. По мнению Юнга, так закладывается основа для серьезных неприятностей в будущем.

Размышляя над изложенным выше в ходе своей работы с гороскопами, я не могла не подумать, что в XII доме карты можно найти много подтверж- дений тому, что пишут Уикс и Юнг. Говоря о XII доме, я подразумеваю планеты в нем и их аспекты, а также положение управителя дома и его аспекты. Даже если в XII доме нет планет, он имеет управителей, которые многое могут рассказать об этой ранней стадии человеческого развития.

Однажды мне случилось рассчитывать гороскопы для целой семьи — отца, матери и троих сыновей. И у отца, и у матери Марс был в I доме: в одной карте — в своем знаке, Овне, а в другой карте-с исключительно сильными аспектами. Марс тем не менее не слишком заметно проявлял- ся в их поведении — по отношению друг к другу и ко всем остальным, так что с трудом верилось, что планета действительно так сильна или нахо- дится в I доме.

Эти люди были чрезвычайно дружелюбны, любезны и внимательны к мнению окружающих. Они казались такими сердечными, и все же… вы чувствовали некий «второй план», поначалу совершенно неуловимый. Исключительные вежливость и внимательность вполне могли играть роль защитного механизма, сдерживающего личную агрессию, которую надо контролировать любой ценой, чтобы не дать ей разбушеваться.

Как я уже говорила, у этих родителей было трое сыновей, которые имели общую проблему: им было очень трудно за себя постоять. По словам родителей, воспитание не имело отношения к этому обстоятельству, оно, по их мнению, было достаточно современным и свободным — в разумных пределах. Детей, «конечно же», учили жить в обществе, и с достаточно раннего возраста они имели соответствующие обязанности. Они должны были помогать по дому и не имели права идти гулять, пока не закончат работу. Их учили во всем слушаться родителей.

То, что у всех троих сыновей был Марс в XII доме — поразительный астро-логический факт! И это при столь сильно расположенном Марсе в картах родителей. Видимо, ни отцу, ни матери в прошлом не хватило смелости развить возможности своего Марса и действительно научиться быть самими собой. Они играли в своеобразную игру под названием «ложь во спасение». Они всегда были готовы с отменной любезностью уступить дорогу другому. Им не было нужды наедине с собой потакать своему марсианскому напору. Но от него не отказались: дети «ходили по струнке», родители же полагали, что предоставили им полную свободу.

Детям пришлось поддержать, так сказать, позицию своих родителей (полное послушание). И так проблема родителей стала проблемой трех сыновей, хотя и приняла другую форму.

Таким образом, мне не раз пришлось убедиться, что XII дом пли положе- ние его управителя представляют проблемы родителей и даже проблемы, переходящие от поколения к поколению. Часто к моменту рождения ре- бенка родители не вполне осознавали присутствие подобного рода про- блемы — потому, быть может, что успели вытеснить ее в глубины своего бессознательного.

Например, я встречала Юпитер в XII доме в карте ребенка, чья мать всег- да хотела учиться, но это ей не удавалось, и она довольствовалась жизнью домашней хозяйки. Или Нептун в XII доме ребенка, отец и дед которого имели паранормальные способности и боялись этого, поскольку церковь говорила, что эти дары — от дьявола. О всевозможных вариантах проявления XII дома можно написать целую книгу; ниже мы рассмотрим еще несколько примеров.

В каждом случае мы можем выделить ряд факторов, относящихся к XII дому, связанных с беспокойствами и той или иной формой подавления личности, которые нередко просматриваются в истории семьи и, стало быть, могут быть приписаны контакту ребенка на ранней стадии развития с бессознательным его родителей.

XII дом и его управитель представляют ту часть нашего развития, которой мы не занимались сознательно, но которая тем не менее при участии на- шего бессознательного оказала огромное влияние на будущее развитие личности, а значит, и на психический рост.

Трем сыновьям, о которых здесь говорилось, необходима была возмож- ность естественно проявлять свою марсианскую энергию, но когда они пытались не уступать другим, их начинали мучить всевозможные смут- ные и иррациональные страхи. Не уступать — типично марсианское свой- ство, но XII дом с самого начала затрудняет его проявление.

В этом примере в первую очередь подчеркивалось беспокойство, как сос- тояние, которое может быть связано с проявлениями XII дома. Это, безус-ловно, одно из частых его проявлений, но не единственное. Не менее вер- но то, что планеты в XII доме или в аспекте к его управителю означают, что человек проводит жизнь, коллекционируя самые различные страхи.

XII дом — генератор «запредельных» состояний, которые нередко имеют то же происхождение, что и связанные с ними страхи. Но об этом мы поговорим чуть ниже. Сначала рассмотрим тревожные состояния, на которые указывает XII дом.

 Автор: астролог Карен Хамакер
.
.
1